Заключение трудового договора с бывшим чиновником. Взаимные обязанности и личная ответственность руководителя


Как известно, институт трудового договора является центральным в трудовом праве. Законодательные нормы, регулирующие порядок оформления и заключения трудовых договоров применяются очень часто. Также как и другие нормы законодательства РФ, непосредственно связанные с нормами трудового права. Наиболее серьезные изменения в трудовом законодательстве произошли в 2006 году. С тех пор и по сегодняшний день формируется и накапливается практика их применения.


Сегодня крайне актуальными являются изменения, связанные с недавно обозначившейся в законодательстве новой категорией работников - бывших чиновников. К ней относятся бывшие государственные и муниципальные служащие, которые завершили свою активную чиновничью карьеру. Принятый в конце 2008 года закон о противодействии коррупции спровоцировал некоторые корректировки Трудового законодательства, связанные с трудоустройством бывших госслужащих. В частности, в ТК РФ была добавлена новая, 64 статья.


Общая схема оформления на работу уволившихся госслужащих выглядит следующим образом. Законодательство обязывает бывших чиновников информировать работодателя о своей прошлой службе в государственных и муниципальных структурах. Работодатель, в свою очередь, в 10-дневный срок должен сообщить о факте трудоустройства бывшего госслужащего. Данная обязанность сохраняется в течение 2 лет после увольнения чиновника со службы. И хотя эта норма законодательства была принята в январе 2010 года, на практике она не применялась до сентября-месяца. Однако в течение года были подписаны и введены в действие два нормативных акта, применение которых позволяет говорить о том, что данная норма, наконец, заработала.

Во-первых, речь идет об Указе Президента, подписанном в июле текущего года, который установил обязанность бывшего чиновника сообщать новому работодателю о своем последнем месте госслужбы. Это касается случаев, если чиновник занимал должности из 1 и 2 разделов перечня должностей федеральной государственной службы и относился к кругу лиц, обязанных предоставлять декларацию о собственных доходах, а также о доходах супруга и своих несовершеннолетних детей. 

Во-вторых, Постановление Правительства, подписанное в сентябре т.г., определило 10-дневный срок, в течение которого работодатель обязан письменно сообщить о трудоустройстве бывшего чиновника по месту его последней службы. Письмо оформляется на фирменном бланке организации, в нем указывается информация, касающаяся направления и характера поручаемой бывшему госчиновнику работы, подписывается руководителем (или лицом, имеющим право принимать на работу) и заверяется печатью организации, либо кадровой службы предприятия. Пересылка данной информации осуществляется либо заказным письмом, либо доставляется курьером.

Говоря о применении законодательных норм, нельзя не сказать и о последствиях за их нарушение. Первым негативным следствием нарушения сроков или порядка направления уведомлений о новом трудоустройстве бывшего чиновника является административный штраф. Для ИП и должностных лиц он составляет от 20 до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. руб.

Второе негативное последствие связано с тем, что заключение трудовых договоров с нарушением законодательства влечет за собой полное прекращение трудовых отношений. В данном случае решение вопроса об увольнении бывшего чиновника с новой работы зависит от того, по чьей вине было допущено нарушение. Если сам бывший чиновник скрыл информацию о своем прошлом месте работы, то он увольняется без выплаты выходного пособия. Если же вина за нарушение лежит на работодателе, то бывший чиновник увольняется с выплатой выходного пособия, рассчитанного исходя из размера среднего месячного заработка, и предложением о переходе на другую работу.

Таким образом, действующее законодательство ориентирует работодателей внимательно изучать документы при приеме на работу и не допускать ошибок при заключении трудовых договоров.


Полезные статьи:

Трудовые споры