8 (8442) 50-56-79

Общедомовые счетчики электроэнергии - законность установки.

Участились вопросы, по поводу оснований установки управляющими организациями общедомовых счетчиков электроэнергии, потребляемой многоквартирным домом. Этот вопрос поднимается по причине увеличения платы за электроэнергию, которая расходуется в основном на освещение мест общего пользования в многоквартирном доме. Именно по этой причине, мы даем разъяснения гражданам по данному вопросу и думаем, что такие разъяснения должны стать доброй традицией нашей компании.

Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 марта 2005 г., в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно Правил В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

 

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 34, 21 августа 2006 г., "Российской газете" от 22 августа 2006 г.

 

Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе указывая на требования к содержанию такого имущества, в частности: обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

 

Для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение общего собрания собственников помещений в таком доме, которое выбирает способ управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 33).

 

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме выбирают один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

 

Таким образом, управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.

Согласно части 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

 

Согласно части 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации

размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39).

 

Согласно части 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

 

Согласно части 9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи) и до 1 января 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

 

Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных 23.05.2006 года, собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом, законодатель не указывает на то, что установленные приборы учета должны быть собственностью собственников многоквартирных жилых домов.

 

Согласно п. 89 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" исполнитель коммунальных услуг (управляющая компания) на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящим документом приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

 

Заключение договора об оснащении коллективным (общедомовым) прибором учета с организациями, указанными в части 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2013 года в отношении многоквартирных домов возложено на управляющую организацию многоквартирного дома, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбрано другого способа управления многоквартирным домом.

 

Согласно п. 62 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 (ред. от 31.12.2010) "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) заключается при условии обеспечения учета электрической энергии. В рамках данного Постановления управляющая компания имеет полное право на установку ДПУ.

 

На основании вышесказанного, исковые требования к управляющей организации о незаконности действий по установке и расчету оплаты за электроэнергию по показаниям ДПУ  бесперспективны.

 

Для сведения сообщаю, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством освещение помещений общего пользования включалось в плату за содержание общего имущества. Однако, согласно разъяснений Министерства регионального развития РФ от 18.06.2007 года этот платеж выведен из состава платы за содержание общего имущества и включен в состав платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

 

Решением от 28.01.2010 года № ГКПИО9-1614 Верховный СУД РФ подтвердил законность этого положения.

 

Полезные статьи:

Жилищные споры

 

Комментарии  

 
+3 #57 Тамара Виноградова 27.08.2018 10:36
Здр! Скажите пожалуйста, в нашем доме установили общедомовой счетчик электроэнергии в 2015г, а сейчас нам пришел счет за его установку, правомерно ли это?
 
 
+4 #56 юлия 28.10.2017 15:59
Добрый день.Подскажите правомерное действие Алтайкрайэнерго .У нас в доме было установлено 2 электросчетчика один на подвалы и подъезды второй (сливались показания со всех квартир).
Алтайкрайэнерго сорвал пломбы с первого и соединил все вместе.Раньше показание за подвалы и подъезды были не более 100квт а теперь 900квт
В доме установлены датчики на движения.
 
 
+11 #55 люся 14.06.2017 21:41
Многоквартирный дом обслуживается УК. Энерго снабжающая компания напомнила УК об истечении сроков поверки общ. домового счетчика ЭЭ. УК в свою очередь перекладывает ответственность за поверку на собственников дома.
Законно ли это?
 
 
+6 #54 Тамара 21.12.2016 18:37
Здравствуйте.Имеют ли право высчитывать за установку общедомового счётчика с жильцов неприватизирова нной квартиры?
 
 
+11 #53 Алексей 31.10.2016 14:52
Здравствуйте.
На вводе в многоквартирный домот основного ввода установлены 2 независимых (паралельно включенных) прибора учета эл.энергии, общедомовой (дублирует все поквартирные счетчики) и комунальный (на общедомовые нужды).
На общедомовой истек срок поверки и сетевая компания выставила счет по среднему по обоим приборам а не по тому который "неисправный". Правомерны ли действия энергоснабжающе й организации?
С уважением, Алексей
 
 
+1 #52 маргарита 07.10.2016 08:22
Добрый день!Такой вопрос.У меня есть гараж.он находится в кооперативе.установлен общий счетчик за свет.Так как я гаражом не пользуюсь.поэтому индивид.счётчик в нем не устанавливаю.Председатель на собрании объявила.кто не установит счётчик в гараже.потерю энергии будем раскидывать на вас.Имеют ли они право раскидать потерю энергии.если я не пользуясь гаражом.А если я поставлю счётчик.то мне придётся платить за тех.кто пользуется светом.Палка о двух концах.
 
 
+4 #51 Сергей 22.09.2016 13:36
Добрый день. Подскажите пожалуйста, кто должен присылать счета за использование общедомовым потреблением электроэнергии, если наш дом находится под управлением ЖЭУ, но счета за электричество приходят от энергоснабжающе й компании?
 
 
+22 #50 Таисия 22.07.2016 15:11
Может кто подскажет, никак не могу найти пункт в законе, в котором говорится о том, что по общедомовому счетчику не имеют права начислять жильцу более 25 % от его фактического потребления электроэнергии по индивидуальным приборам учета, и тем более не может сумма по ОДН превышать сумму по ИПУ. А то мне тут начислили - по личному счетчику - 16 рублей, по ОДН - 56 рублей. Это незаконно раньше было. А сейчас на какой пункт правил ссылается закон?
 
 
+15 #49 Александр 19.05.2016 04:26
Многоквартирный дом обслуживается УК. Энерго снабжающая компания напомнила УК об истечении сроков поверки общ. домового счетчика ЭЭ. УК в свою очередь перекладывает ответственность за поверку на собственников дома.
Законно ли это?
 
 
+6 #48 Инна 25.04.2016 20:04
Добрый день! Законна ли установка счетчика общий учет, если у 2/3 собственников МКД индивидуальные приборы учета (ИПУ) со сроком поверки более19 лет, а сбытовая компания не ведет работы по замене ИПУ. Почему 1/3 собственников должна платить за потери на устаревших и неисправных счетчиках?